Социально-воспитательный потенциал досуга определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное, образовательное развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек. В образовании и воспитании нет каникул - эта педагогическая формула становится правилом для педагогов в дни школьных каникул. Основной целью работы педагога в каникулярное время становится: организация образовательного досуга детей и подростков, создание условий для творческой реализации и удовлетворения социальных потребностей ребенка в выработке жизненных ориентиров, стиля взаимоотношений с окружающими.
Следуя определению В.И. Даля, каникулами надо бы назвать время, «когда нет дела, когда нечего работать». В наше время слово «каникулы» употребляется в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года (за все время обучения это около 1160 дней, более 3 лет дети проводят на каникулах). Школьные каникулы обязательно должны быть образовательными, двигательными и способствовать смене событий. Отсутствие поля деятельности для подростков вне школы приводит к тому, что они не умеют распорядиться свободным временем. Чем меньше видов деятельности в распоряжении ребенка, тем больше возникает у него проблем с окружающими.
Модульная дополнительная образовательная программа «ШИК» («Школа Интересных Каникул») имеет несомненную ценность, поскольку стимулирует развитие умений и навыков у детей, предоставляет право ребенку выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с его мотивационно - потребностной ориентацией. Деятельность ребенка организуется, прежде всего, ради обеспечения возможности его личностного, индивидуального, интелектуального, физического, патриотического развития, которому способствует его активное деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром.