СОШ №1 г. Белоярский
г. Белоярский ХМАО-Югра
  • Работа с одарёнными детьми

      

      

      

      "В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить"

    Сократ

    .

       

       

       

    Цель и задачи работы с одаренными детьми: 

    Выявление, развитие и поддержку одаренных детей в интересах личности, школы и государства в целом.

    1. Создание условий для диагностики одаренности учащихся.

    2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.

    3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного    направления в систему научно-методической инновационной работы учителей.

    4. Создание и организация работы научного общества учащихся.

    5.  Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору в рамках обязательной учебной нагрузки.

           Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 процентов. А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет просто работа со школьным учебником.

          Школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, в школах должна разрабатываться комплексно-целевая программа «Одаренные дети».  Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» Минобразования РФ:

         Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

         Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

    Проблемы организации работы с одаренными детьми:

    1. Проблема выявления одаренных детей.

    Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не менее 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до 25% учащихся в нашей школе являются одаренными, то где же они? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка. Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь? Оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.

    2. Проблема обучения и развития одаренных детей.

    Учащийся 3-го класса показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10-му классу это опережение куда-то исчезает. Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше учебного материала и потруднее), который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.

    3. Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

    На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Поэтому для специалистов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти психотренинговые формы подготовки, которые специально ориентированы на развитие таких «субъектно-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей. У одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые чаще всего переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях группы риска. Психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.

      Формы работы:

    • олимпиады по предметам;
    • научно-практические конференции;
    • выступления и доклады;
    • активная внеклассная работа;
    • предметные недели;
    • вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
    • ролевые игры;
    • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, творческие задания;
    • консультирование по возникшей проблеме;
    • научные кружки, общества;
    • дискуссии;
    • интеллектуальные марафоны;
    • различные конкурсы и викторины;
    • проекты по различной тематике.

    Педсовет "Развитие детской одаренности в образовательном пространстве школы"

    Полезные материалы

    Подборка информационных сайтов по каждому общеобразовательному предмету. 

    1. Сайт полностью посвящен олимпиадам по астрономии. Лекции, литература, архив заданий с ответами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.
    2. «Олимпиада.ру». Видеоразборы, решения и задания школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников (разных регионов) с 2007 по 2019 год
    3. Публикации по обучающим программам, астрономия и астрофизика. Для подписчиков, которые только начинают свое знакомство с дисциплиной астрономия, лучше начать свое обучение с самых первых записей начального курса.

    «Биомолекула». Здесь можно найти новости науки, обзоры, спецпроекты и много статей по всем разделам биологии.

    1. «Элементы». Здесь публикуются пересказы новых научных работ, новости науки, логические задачи, широкий выбор литературы.
    2. «БИОЦПМ». Здесь собраны материалы, которые можно использовать для подготовки к олимпиадам или для более углубленного изучения предмета.
    3. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по биологии: тематические подборки и тесты, авторские статьи и лекции, а также важные новости из олимпиадного мира.
    4. Перед вами группа, посвященная Всероссийской олимпиаде школьников по биологии (или просто всеросу) и жизни около нее. Здесь вы найдете много полезной информации, актуальные новости и ценные советы.

    «Карты мира». Интерактивная карта мира на русском языке. Приближайте и рассматривайте улицы, дома и достопримечательности.

    «Библиотека географа». Полезная группа Вконтакте, в которой публикуется географическая литература.

    «Экосистема». Здесь ты найдешь географический словарь терминов и понятий, фотографии природных ландшафтов мира, рефераты и справочную информацию по географии.

    «Русское географическое общество». Интересные спецпроекты – экспедиции, научная онлайн-библиотека, тесты на проверку своих знаний.

    1. «CODE FORCES». Портал, который объединяет огромное количество участников соревнований по программированию по всему миру. На сайте регулярно проводятся онлайн-соревнования для школьников самого разного уровня: от начинающих до многократных чемпионов мира.
    2. «Maximal». Мини-энциклопедия, содержащая наиболее популярные алгоритмы в олимпиадной информатике, к большинству из которых приведены реализации и примеры использования.

    1. «Прометей.Арт компания». Сайт-энциклопедия искусства: галереи, история искусства, дополнительные темы.
    2. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по искусству: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.

    1. 18 серий, длительностью около 50 минут каждая. В фильмах много отсылок к реальным документам, воспоминаниям очевидцев, присутствуют кадры из хроники того времени. Все боевые действия разбираются с привязкой к карте, что поможет подтянуть историческую географию.
    2. «ГИМ. Видеолекторий». Серия роликов, посвященных не только историческим эпохам и государственным деятелям, но и уникальным экспонатам музея, которые являются прекрасным историческим источником. Еще на сайте есть онлайн-выставки и исторические лекции.
    3. «Постнаука». Здесь вы найдете ёмкие видеоролики по различным периодам российской истории.
    4. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по истории: тематические подборки и тесты, авторские статьи и лекции, а также важные новости из олимпиадного мира.

    1. На сайте вы найдете задания школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, ответы к заданиям и видеоразборы по английскому языку
    2. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по английскому языку: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.

    1. «Русская виртуальная библиотека». На сайте опубликованы произведения русской классики по авторитетным академическим изданиям с учетом школьной и вузовской программ. Тексты тщательно выверены и снабжены комментариями, которые облегчают и расширяют понимание литературных произведений.
    2. «Школа Юного Филолога». Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текстов.
    3. «Гильдия Словесников». На сайте можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии.
    4. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по литературе: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.

    1. «Math us». Большой сборник заданий по темам различных математических олимпиад.
    2. «Problems.ru». Огромный архив задач по всем темам на русском языке с решениями.
    3. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по математике: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира. В этой группе собран максимально интересный и удобный материал

    1. «МЧС России». Если вы хотите найти множество памяток, полезных советов, видеоинструкций и правил поведения в чрезвычайных ситуациях, то вам как раз на этот сайт. Здесь собрано огромное количество полезной информации, которая точно вам пригодится.

    1. «Консультант. Плюс». Актуальные и востребованные документы по вопросам права.
    2. «Zakon.ru». Блоги лучших юристов современности, обсуждение законов, законопроектов, решений судов и проблем профессиональной практики.
    3. «Репетитор онлайн». Сайт предлагает теоретический материал по основным темам обществознания, а также содержит практические задания.
    4. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по обществознанию: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.

    1. «Библиотека литературы Древней Руси». Собрание древнерусских текстов, предназначенных для широкого круга читателей. Чрезвычайно полезно для того, чтобы привыкнуть к древнерусскому языку.
    2. Корпус русского языка – инструмент для ваших исследований
    3. «Postnauka». Обширный сборник статей и материалов по лингвистике.
    4. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по русскому языку: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.

    1. «Сайт подготовки национальных команд РФ». На сайте предложены видеолекции по различным темам физики.
    2. «Math us». Большой сборник заданий по темам различных физических олимпиад.
    3. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по физике: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.

    1. «Olimpiada.ru». На сайте собраны архивы заданий с решениями и видеоразборами ШЭ ВсОШ по химии, а так же предложен обширный список литературы для подготовки.
    2. Здесь вы научитесь прогрессивному мышлению и сможете подготовиться, чтобы побеждать во всех Олимпиадах по химии!
    3. Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по химии: авторские статьи и лекции, тематические подборки и тесты, а также важные новости из олимпиадного мира.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie